Особенности гобо проекторов, подключение и настройка

Содержание

Всё об обратной проекции

Яркость проецируемого изображения — отношение яркости проектора в люменах к площади проекции в метрах квадратных. Например если наш проектор имеет яркость 5000 Люмен а экран площадью 2 м², то яркость проецируемого изображения равна 5000 : 2 = 2500 Люкс.

Паразитная засветка — Максимальная освещенность поверхности, на которую мы собираемся проецировать изображение. Источниками паразитной засветки обычно является солнце и/или светильники.

Lm (Лм, Люмен) — единица измерения светового потока в Международной системе единиц (СИ)

Lx (Лк, Люкс) — единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ). Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 Лм, то есть: 1 Lx = 1 Lm / м².

Контрастность проецируемого изображения — отношение яркости самой светлой точки проецируемого изображения к самой темной. Выражается в виде числового отношения, например 400:1 или 15000:1. В технических характеристиках проектора обычно указывается контрастность, измеренная в идеальных лабораторных условиях (в полной темноте с отсутствующей паразитной засветкой) и никак не соотносится с реальной жизнью. Потому что на реальных объектах всегда присутствует паразитная засветка. Поэтому реальная контрастность считается исходя из отношения максимальной яркости проецируемого изображения (Lx) к паразитной засветке (Lx). Рекомендованной расчетной контрастностью при проектировании проекционной системы для коммерческого использования считается отношение 10:1. В случае с обратной проекции паразитную засветку нужно измерять со стороны проектора.

Срок службы источника света — заявленное производителем расчётное время работы источника света, за которое его яркость упадет в два раза. Обычно указывают от 2000 до 5000 часов в стандартном (ярком) режиме для ламповых проекторов и 20000 для лазерных проекторов. Причём яркость лампы падает нелинейно, а логарифмически. Большую часть яркости она теряет в первую половину срока службы. У светодиодных и лазерных источников света падение яркости во время срока службы практически линейное (равномерное).

Инсталляция — пространственная композиция, созданная из различных элементов объединенных в систему и используемых как единое целое. В индустрии профессионального аудио-видео это означает, что все используемое в инсталляции оборудование, идеально подобрано друг к другу и установлено в определенных местах для решения конкретной задачи.

Обратная проекция

Обратная проекция — это способ получения изображения на проекционном экране, при котором проектор устанавливается за экраном (рис. 1).

рис. 2 Прямая проекция

Достоинства и недостатки обратной проекции

Достоинства:
  • Вау-эффект. Смотрится необычно. Есть ощущение легкости, изображение как будто “висит в воздухе”.
  • Зритель не загораживает собой луч от проектора.
  • Обычно зритель не видит источник проецируемого изображения, проектор спрятан за экраном.
  • Лучшая контрастность* по сравнению с прямой проекцией, при грамотной установке.
  • Получение бесшовного и достаточно большого изображения по сравнению с дисплеями.
  • Много возможностей для дизайна и декорирования интерьера: экраны необычной формы, прозрачные экраны, игра со светом и т.п.
Недостатки:
  • Отсутствие типовых решений — каждый объект уникален.
  • Нельзя приобрести “в слепую” без предварительного осмотра объекта, замеров и расчетов.
  • Требует квалифицированного подхода при проектировании и установке.
  • Есть специфические требования к расположению оборудования.
  • Требуется периодическое обслуживание. При использовании ламповых проекторов срок службы* ламп от 2000 до 5000 часов работы.
  • Чувствительность к паразитной засветке.

Способы реализации обратной проекции

Существует несколько технологий обратной проекции:

Самоклеящаяся плёнка для обратной проекции.

Смарт стекло и смарт плёнка.

«Чем лучше мы хотим получить изображение, тем более темным и менее прозрачным должен быть экран»

Самоклеющаяся плёнка для обратной проекции

Есть два вида пленки для обратной проекции:
  1. Плёнка с микролинзами (производство 3M Vikuiti)
  2. Рассеивающая матовая пленка (множество разных производителей)

Плёнка с микролинзами (3M Vikuiti) практически нигде не встречается из-за ее высокой стоимости. Легко клеится на стекло после краткого инструктажа. Позволяет добиться высокой контрастности изображения даже в условиях сильной паразитной засветки.

Дело в том, что эта плёнка состоит из нескольких слоёв:

  • Слой микролинз
  • Абсорбирующий слой
  • Рассеивающий слой.

Задача линз отразить паразитную засветку* в абсорбирующий слой и пропустить “полезный” свет от проектора в рассеивающий слой. Таким образом достигается повышение контрастности* проецируемого изображения на фоне паразитной засветки* (рис. 3 ).

Принцип работы плёнки обратной проекции с микролинзами 3M Vikuiti

рис. 3 Принцип работы плёнки обратной проекции с микролинзами 3M Vikuiti

Для того, чтобы достичь этого эффекта, проектор, необходимо установить таким образом, чтобы лучи света от него падали на экран под углом максимально близким к 90 градусам. Подразумевается, что паразитная засветка* падает на экран под гораздо более острым углом так как светильники или солнце обычно светят сверху. Поэтому, наилучшее положение проектора относительно плёнки обратной проекции: по центру экрана и максимально далеко от него, насколько это возможно.

Если пренебречь этими правилами, то появятся негативные эффекты: часть экрана может освещаться очень ярким световым пятном, а вокруг него будет резкое падение яркости.

  • Из всех технологий обратной проекции, эта даёт наибольшую яркость и контрастность при использовании одного и того же проектора.

Рассеивающая матовая пленка не имеет никаких линз, она одинаково рассеивает как полезный свет, так и паразитную засветку. Поэтому не требует установки проектора под определенным углом. Для нее важно, чтобы за ней, со стороны проектора было как можно темнее. Тогда можно добится качественной проекции. Эта технология гораздо дешевле, чем 3M Vikuiti, но и сравнивать их не совсем правильно. По сравнению с предыдущим вариантом труднее клеится к стеклу, иногда требуется приготовление специального клейкого раствора, поэтому нужны подготовленные специалисты.

  • Любая пленка чувствительна к механическому воздействию, поэтому протирать её от пыли следует очень аккуратно, мягкой тканью, чтобы не оставить царапин. Ещё одна интересная особенность плёнки — это степень ее прозрачности (смотрите на рис. 4 и 5.).

рис. 4 Демонстрация степени прозрачности плёнки обратной проекции

рис. 4 Демонстрация степени прозрачности плёнки обратной проекции

Демонстрация качества изображения в зависимости от прозрачности плёнки

рис. 5 Демонстрация качества изображения в зависимости от прозрачности плёнки

В зависимости от условий освещения и комбинации проектора и плёнки можно добиться абсолютно разных конечных результатов, например:

Используя прозрачную плёнку в условиях слабой паразитной засветки (поздний вечер, ночь, тёмное помещение клуба) мы можем “материализовать из воздуха” необходимые образы. Но как по мере усиления паразитной засветки наше изображение будет тускнеть, пока не пропадёт вовсе. Такой вариант подходит для непостоянного применения в таких заведениях как кафе, салоны красоты, бутики, салоны ювелирных изделий, автосалоны. То есть, те кто днём использует витрину для демонстрации своих товаров и услуг, а ночью тоже хочет привлечь к себе внимание.

Применяя непрозрачную плёнку мы полностью теряем из виду то, что находится за ней, но зато наше проецируемое изображение видно в условиях достаточно сильной паразитной засветки (хорошо освещенное помещение или даже уличная витрина днём). Такой вариант можно использовать круглосуточно.

Примеры использования плёнки с микролинзами 3M Vikuiti:

3M Vikuiti

Проекционная плёнка 3M Vikuiti

3M Vikuiti

Проекционная плёнка 3M Vikuiti

Примеры использования прозрачной плёнки обратной проекции:

Примеры использования прозрачной плёнки обратной проекции

Прозрачная плёнка обратной проекции

Примеры использования прозрачной плёнки обратной проекции

Прозрачная плёнка обратной проекции

Достоинства плёнки обратной проекции:

  • Приклеивается к стеклу.
  • Вся поверхность плёнки плотно прилегает к стеклу, ничего не выступает, нет никаких элементов креплений
  • Слабое влияние паразитной засветки при использовании плёнки с микролинзами 3M Vikuiti и правильной инсталляции.
  • Позволяет достичь более высокой контрастности, чем у других технологий обратной проекции.
  • Можно достичь различных декоративных эффектов благодаря разной степени прозрачности используемой плёнки. От непрозрачной и высококонтрастной до практически полностью прозрачной, за которой хорошо видно все что происходит.

Недостатки плёнки обратной проекции:

  • Нет права на ошибку при наклеивании.
  • При попытке отклеить/переклеить плёнку она может деформироваться.
  • Требуются специалисты с “набитой рукой” для наклеивания плёнки.
  • При использовании плёнки с микролинзами жёсткие требования к расположению проектора.
  • Идеальное положение проектора: по центру экрана и как можно дальше от него.
  • При неправильной установке проектора становятся ярко выраженным негативные эффекты: световое пятно в центре экрана, сильное затемнение изображения по периметру.
  • Чем прозрачнее плёнка, тем больше виден луч света от проектора.
  • Бликует по сравнению с полотном и краской.
Читать статью  Артикул: 43104 Shure SM58-LCE динамический кардиоидный вокальный микрофон

Полотно или экран для обратной проекции

Полотно обратной проекции — это матовая эластичная ПВХ-плёнка с некоторой степенью светопропускания, задача которой равномерно рассеять свет от проектора.

Экран обратной проекции — это полотно обратной проекции, натянутое на раму различного вида.

Экран обратной проекции конструктивно может быть выполнен:

  • На люверсах или металлических стержнях по периметру. И с помощью натяжителей натягивается между какой-нибудь конструкцией.
  • На специальной стационарной раме, которая выглядит как рамка вокруг телевизора и имеет ширину около 8 см.
  • На моторизованном экране который сворачивает полотно в рулон и может устанавливаться либо на потолок, либо встраиваться в него. При необходимости экран разворачивается,а когда он не нужен, сворачивается и никому не мешает.Экран это самостоятельная и независимая конструкция, которую можно установить и переносить туда где она нужна.

Моторизованный настенно-потолочный экран обратной проекции

Моторизованный настенно-потолочный экран обратной проекции

Мобильный экран обратной проекции на стойках

Мобильный экран обратной проекции на стойках

Встраиваемый в потолок моторизованный экран

Встраиваемый в потолок моторизованный экран

Экран обратной проекции на раме

Экран обратной проекции на раме

Экран на металлических стержнях

Экран на металических стержнях

Экран на люверсах

Экран на люверсах

Также можно использовать полотно обратной проекции самостоятельно без экрана, для этого его нужно приклеить к стеклу, используя специальный двусторонний скотч по периметру. Желательно привлечь специалистов, потому что полотно эластичное и тянется — его очень трудно натянуть равномерно с первого раза, нужны тренировки. Но благодаря этой эластичности, полотно можно переклеить несколько раз, и даже, при необходимости, снять и перенести на новое место.

В отличии от пленки и краски обратной проекции, полотно непрозрачное. Оно, конечно, имеет оттенки от белого до темно-серого, но даже за белым полотном ничего не видно, только тень.

В общем случае, полотно лучше рассеивает свет по сравнению с плёнкой обратной проекции и не бликует, кроме случаев приклеивания к стеклу (но это блики от стекла).

Существует специальное двустороннее полотно, оно отличается от остальных тем, что ему не важно с какой стороны на него светит проектор, изображение с двух сторон получается одинаково качественное. Ни у какой другой технологии приведенной в настоящей статье нет такого свойства. У них со стороны проектора изображение всегда будет хуже.

Достоинства полотна и экранов обратной проекции:

  • Множество вариантов инсталляций.
  • Более равномерная яркость изображения по площади экрана по сравнению с пленкой и краской.
  • Используя полотно обратной проекции, возможно создание проекционной поверхности с необычной геометрией.
  • Можно перенести экран и переклеить полотно в новом месте.
  • Для установки экрана не требуется какой-то особой квалификации.
  • Экран устанавливается быстро.
  • Полотно не боится протирания пыли как плёнка.

Недостатки полотна и экранов обратной проекции:

  • Чувствительность к паразитной засветке.
  • Громоздкость конструкции экранов.
  • Трудно наклеить полотно ровно с первого раза, желательно привлечь специалистов.
  • Сквозь полотно виден двусторонний скотч (полоска шириной 1 см), во время проецирования он практически незаметен.

Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло в действии.

Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло в действии

Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло с выключенным проектором.

Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло с выключенным проектором

Краска для обратной проекции

Специальная акриловая краска на водной основе, которая наносится на поверхность распылителем или валиком. Обладает рядом преимуществ перед другими технологиями. Которые делают это решение уникальным. Самое главное то, что вы можете получить проекционную поверхность любого размера, геометрии и формы, вы не ограничены только плоскостью.

Нанося краску слой за слоем, вы можете добиться нужной степени прозрачности для решения вашей задачи как в случае с использованием плёнки только с большим числом градаций. А еще краска не бликует, в этом она больше похожа на полотно.

В случае повреждения окрашенной поверхности, вам достаточно подкрасить поврежденный участок и он будет как новый — вам не придется менять весь экран как с другими технологиями.

Подготовка поверхности и технология нанесения проекционной краски не отличается от технологии использования обычной акриловой краски на водной основе.

Пример использования краски обратной проекции на сфере

Пример использования краски обратной проекции на сфере

Достоинства краски обратной проекции:

  • Огромная художественная свобода. Возможно создание проекционной поверхности любого размера и формы.
  • Простая технология нанесения краски.
  • Поврежденные места можно подкрасить при необходимости.

Недостатки краски обратной проекции:

  • Чувствительность к паразитной засветке.
  • Длительный процесс подготовки поверхности под покраску, нанесения краски и ее высыхания.
Смарт стекло и смарт плёнка

Смарт стекло — композит из слоев стекла и различных химических материалов, используемый в архитектуре и производстве для изготовления светопрозрачных конструкций (окон, перегородок, дверей и т. п.), изменяющий свои оптические свойства, коэффициент светопропускания, при подаче на него электрического напряжения.

Смарт пленка — то же что и стекло, только пленка, которую можно приклеить на уже существующее стекло. В отличие от стекла, подвержено царапинам при протирании.

Такие решения в основном используют в умных домах и офисах для визуального разделения внутреннего пространства или управления естественным освещением. Умное стекло имеет два положения включено/выключено — прозрачное/матовое. При использовании умного стекла для обратной проекции оно уступает по качеству изображения всем остальным проекционным технологиям, так как это не его прямое назначение.

Пример использования умного стекла в офисе

Пример использования умного стекла в офисе

Пример обратной проекции на умное стекло в офисе

Пример обратной проекции на умное стекло в офисе

Смарт стекло выключено, проекция выключена

Смарт стекло выключено, проекция выключена

Смарт стекло включено, проекция выключена

Смарт стекло включено, проекция выключена

Смарт стекло непрозрачно, проекция включена

Смарт стекло непрозрачно, проекция включена

Достоинства умного стекла и плёнки для обратной проекции:

  • Сильный Вау-эффект.
  • Универсальность: в дневное время -витрина, вечером — экран.
  • Быстрое переключение между режимами.
  • Умную пленку можно приклеить на существующее стекло.
  • Интересный материал для интерьера и организации пространства.

Недостатки умного стекла и плёнки для обратной проекции:

  • Высокая стоимость.
  • Установку умного стекла желательно предусмотреть еще на стадии строительства.
  • Проецируемое изображение уступает по качеству другим технологиям обратной проекции, описанным в данной статье.
  • Сложность установки стекла, и приклеивания пленки, необходимо предусмотреть подвод электрического питания и систему управления включением и выключением.
  • Пленка царапается.
  • Изображение бликует.
  • Чувствительность к паразитной засветке.

Примеры расчета яркости проектора и размера экрана для обратной проекции

  • Пример 1:

Паразитная засветка в магазине на экране составляет 500 Люкс при включенных светильниках рядом с экраном.

У нас есть проектор с яркостью 5000 Люмен.

Рекомендованная минимальная контрастность для проекции составляет 10:1, где 10 — яркость проецируемого изображения, а 1 — паразитная засветка.

То есть, нам нужно умножить яркость паразитной засветки на 10, чтобы получить необходимую яркость проецируемого изображения:

500 х 10 = 5000 Люкс. Это означает, что нашим проектором рекомендуется проецировать изображение не более 1-го квадратного метра (5000 : 5000 = 1), что приблизительно соответствует экрану с размерами 1300х732 мм в формате 16:9 (диагональ 59 дюймов).

В нашем магазине мы решили выключить ряд светильников установленных рядом с экраном и теперь паразитная засветка из 500 Люкс превратилась 200 Люкс.

Значит рекомендованная яркость проектора 200х10=2000 Люкс. И наш проектор с яркостью 5000 Люмен теперь может работать с экраном 5000_2000=2,5 м². Что соответствует экрану в формате 16:9 с размером 2100х1182 мм (диагональ 95 дюймов). Если нам не требуется экран такого большого размера, то у нас появляется несколько вариантов:

Использовать наш проектор и получить более контрастное изображение.

Переключить наш проектор в экономный режим с меньшей яркостью, и тем самым существенно продлить срок службы лампы.

Сэкономить и купить другой проектор с меньшей яркостью.

Выводы

Получение изображения с помощью обратной проекции — это очень интересная и красивая технология, у которой есть много достоинств для использования в дизайнерских или коммерческих целях. Но как и у любой другой технологии у нее есть еще и недостатки. К сожаления не существует одного универсального решения для всех задач. Каждая инсталляция — это самостоятельный живой организм со своими особенностями. Поэтому, прежде чем приступить к реализации идеи, нужно четко понять задачи, которые должна решить инсталляция, а после этого серьезно подойти к проектированию. Иначе чудо не произойдет.

Особенности гобо проекторов, подключение и настройка

Проекторы и аксессуары

Гобо — это стеклянный или металлический прибор для проекции изображений, который можно настроить по своему усмотрению, например, для показа логотипов, сообщений или других изображений уличной рекламы.

Для показа проецирования изображений требуется проектор гобо.

Эту технологию можно использовать для различных приложений, например, для демонстрации логотипа компании или рождественского приветствия в большом формате на внешней стене здания компании.

Гобо используется в вывесках в магазинах, проецируют стрелки на землю, или в сообщении на улице, предупреждающем о карманниках, или в пожеланиях покупателям хорошего дня.

Особенности гобо проекторов, подключение и настройка

Компании поставляют не только проекторы гобо, но также стандартные и индивидуальные гобо. Проектор гобо

Разновидности гобо проекторов, которые предлагает рынок

Помимо проецирования логотипа или сообщения, можно использовать проекцию в качестве указателя безопасности на работе или в магазине, школе или больнице, чтобы указать верный путь.

Возможности гобо безграничны. Представьте, что вы проецируете рекламное сообщение на улицу или в магазин, или делаете его динамичным с помощью детектора движения и включения проектора при приближении автомобиля.

Если изображение больше не актуально, или временно требуется спроецировать другое, с помощью гобо проектора это очень легко изменить. Это также делает проекцию гобо чрезвычайно устойчивой и неизменной!

Также можно использовать колесо анимации для создания динамического эффекта. Подумайте о падающем снеге зимой или воинах в День защитника Родины.

Если вы также хотите, чтобы освещалась только определенная область, то можно использовать формирователи луча, которые «отражают» изображение, чтобы, например, освещался только фасад здания.

Читать статью  Короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы Epson: какие, зачем и для кого?

Проекторы подходят для временной и постоянной установки и могут использоваться как в помещении, так и на улице.

Особенности гобо проекторов, подключение и настройка

В зависимости от типа проектора его можно использовать 365 дней в году. Проекционная дорожка с помощью гобо

Проекторы полностью настраиваются, поэтому их можно использовать для любого проекта в любом месте.

Например, вы можете сделать проекцию динамичной с помощью колеса анимации, или переключаться между несколькими гобо с помощью вращающейся части гобо проектора.

В световом проекторе гобо используются сохраненные объекты, детали освещения, купленные в магазине, и изготовленная на заказ арматура.

Вы можете заказать через интернет или сделать свои собственные гобо, которые вставляются в этот аппарат для проецирования освещенных изображений различных размеров.

Существуют специальные разработки гобо проекторов из облаков и травянистых полей, чтобы они были не различимы с настоящими. Эта скульптурная световая сборка декоративна и интерактивная.

Факторы/критерии выбора подходящего проектора (покупка или аренда)

Чем больше информации вы предоставите о будущем применении гобо проектора изготовителю оборудования, тем легче будет предложить оптимально подходящий проектор.

В особых, сложных обстоятельствах рекомендуется предварительный тестовый запуск с демонстрационным/арендованным устройством.

Как опытные специалисты по проекционным решениям, специалисты профильной компании предложат наилучший вариант.

  • Просмотр видео и фильмов (DVD/ Blu-ray и т.д.).
  • Презентации (Powerpoint, компьютерный контент и т.д..
  • Универсальное приложение, смешанные видеофильмы, презентации.
  • Приложения с интерактивными функциями (перо, жестовое/сенсорное управление).
  • Специальные приложения (симуляторы, музеи, проекции зданий, видео арт и т. д.).

Часы работы; как часто работает проектор? Время от времени, часто, примерно часов/день/неделю/год

Яркость в области проецирования

Проектор без затенения можно использовать при ярком дневном освещении.

Дневной свет с возможностью затенения/затемнения (жалюзи, защита от солнца и т.д.).

Искусственное освещение (кабинет, холл, переговорная).

Помещение с хорошими вариантами затемнения во время проецирования (например, кинопоказ и т. д.).

Кинотеатр под открытым небом (на открытом воздухе), начало проекции в сумерках.

Особые условия освещения.

Разрешение

Высокое разрешение (4K +) для требовательных пользователей и крупных домашних кинотеатров, для специальных приложений.

Высокое разрешение (WUXGA /Full HD) для оптимального отображения видео, фотографий, презентаций и т. д.

Среднее разрешение (WXGA) для надлежащего отображения видео, презентаций и т. д.

Малое разрешение (XGA) для бюджетных проектов, где желательна высокая светоотдача и возможен компромисс в разрешении.

Особенности гобо проекторов, подключение и настройка

Разрешение, зависящее от приложения (дисплеи, специальные форматы, симуляторы и т. д.). Гобо проекция

Расстояния и площади проекций

Из чего состоит проекционная поверхность? Фольга/ткань, стена, твердый материал и т. д.

Ширина и высота экрана

Расстояния до экрана (мин./макс.).

Смещение по вертикали/горизонтали к центру проекционной поверхности.

Варианты крепления, виды выступов

Проектор перед экраном (фронтальная проекция).

Проектор за экраном (обратная проекция), поэтому проектор не находится перед экраном в зрительном зале.

Потолочный монтаж, в идеале на высоте верхнего края проекционной поверхности, в противном случае смещение можно компенсировать сдвигом объектива.

Размещение с земли (штатив, пьедестал, стол) и т.д.

Специальные варианты монтажа, кронштейны, подъемники, защита от атмосферных воздействий и т. д.

Электропроводка, варианты подключения

Обычное подключение устройств по HDMI на небольшом расстоянии от проектора.

Подключение устройств на средние расстояния (до 20 м) через HDMI.

Подключение устройств на большие расстояния (от 20 м) через удлинитель (HDBaseT, SDI и т.д.)

Несколько/различные варианты подключения с панелью подключения (HDMI, DVI, DP, VGA и т. д.).

Беспроводное (беспроводное) соединение HDMI (до 25 м).

Переключение между разными источниками сигнала (переключатель).

Направленность видео трансляции (переключатели, плееры, контрольный монитор и т.д.).

Особенности гобо проекторов, подключение и настройка

Другие особые требования

Размеры, вес (мобильный/переносной, компактный и т.д.). Цвет (белый, черный и т.д.).

Рабочий объем (уровень шума вентиляторов).

Другие запросы и требования клиентов.

Подключение и настройка проектора Gobo

Заказчик устанавливает и настраивает устройство самостоятельно, если имеются соответствующие знания.

Подключение производится, если у заказчика есть устройства, установленные электриком или специализированной службой.

Доставка, сборка, установка всех приборов осуществляется по требованиям заказчика (подключение выполняют электрики)

Хотите создать действительно особенную праздничную атмосферу на открытом воздухе? Гобо проекторы — идеальное решение для создания атмосферных световых эффектов на стенах и фасадах домов и церквей и других поверхностях.

Гобо для профессиональных проекторов изготовлены из дихроичного стекла. Линзы этого типа экспоненциально преломляют свет, и изображение меняется в зависимости от угла обзора, создавая потрясающий эффект радужной радуги.

Есть широкий ассортимент гобо для уличных проекторов. Вы можете выбрать монохромные или цветные рамки с такими мотивами, как звездное небо, поздравления или снежинки, а также практичные наборы с несколькими дихроичными стеклами.

Особенности гобо проекторов, подключение и настройка

Что такое гобо проектор и как использовать Gobo Projector:

На выбор доступны различные цвета и размеры. Кроме того, доступны гобо различных диаметров для правильного использования в разных условиях. Завершите праздничную инсталляцию красочными световыми шоу и удивите всех присутствующих.

Видеомаппинг – это зрелищно! Компиляция интересных инсталляций и мысли о том, как сделать проектор средством заработка

То, что проектор можно использовать не только для демонстрации презентаций или просмотра кино – не новости. Равно как и то, что эффектная презентация товара или идеи – пусть не залог, но уж точно – не последняя нота в этюде успешного бизнеса, для которого важно показать товар «лицом».

Недавно, бороздя просторы сети в поисках свежих упоминаний Epson, наткнулся на несколько галерей компаний, которые занимаются созданием 3D- или AR-маппинга на самые разные объекты, начиная с «плоских» проекций с использованием 3D-анимации и спецэффектов и заканчивая куда более интересными проекциями на «объемные» товары и здания с эффектом дополненной реальности.

Но заинтересовали меня не столько сами видеопроекции, сколько то, что компании-то довольно скромных масштабов. Это же малый бизнес! Из прямых рук, недорогого мультимедийного проектора и компьютера.

И стало мне любопытно рассмотреть пару примеров и прикинуть, что может потребоваться, чтобы подобный бизнес создать и получать с него какую-никакую прибыль. А заодно самостоятельно разобраться, как подготовить маппинг для плоской и перекрестной AR-проекций на трехметровый свадебный торт «подручными средствами».

Бизнес из проектора и компьютера

Для начала рассмотрим пример Flashlines, которые специализируются на организации AR-проекций разных масштабов. Несмотря на спартанский сайт в пять с половиной страниц, FL есть что показать, что они и делают на своем инстаграме.

Показатели вовлеченности аудитории не самые высокие (в т.ч. и на YouTube), но, видимо, и их хватает, чтобы делать бизнес. Заодно даже кампанию на Indiegogo задумали для продвижения собственного ПО для iPad.

Но не суть. Главное, что можно пронаблюдать, изучая их работы – это то, что значительная часть инсталляций имеет малый-средний масштаб и выполняется ночью или в полутьме. И выясняется, что необязательно раскошеливаться на сверхъяркий дорогостоящий инсталляционный проектор, чтобы устраивать видеомаппинг, когда можно обойтись ярким универсальным. В частности, пары уже архивных Epson EB-1945W хватает для львиной доли проектов, включая даже маппинг на высокое здание.

Насколько мне стало известно после общения с ними, FL как раз с этим комплектом и «катаются» к заказчикам, чтобы, во-первых, сразу на месте показать несколько потенциальных вариантов проекции, а также «продать» свои услуги, ведь лучше один раз посмотреть на AR-проекцию вживую, чем сто раз услышать или смотреть мелкие картинки на Instagram.

Кроме зданий можно встретить более «модные» типы инсталляций, которые набирают популярность день ото дня – AR-проекции для POS (point of sales, иначе говоря – точек продаж).

Вот простая же идея – подвесить проектор под потолком (или хотя бы кое-как его расположить, где нужно – вариантов масса), нарисовать цветную маску из геометрических фигур и минимально анимировать смену цвета или их появление/гашение. Но ведь какой эффект! В частности, даже я, как неопытный VFX-хоббист, вижу, что в ролике нет ничего сверхъестественного. Если имеется доступ к любому инструменту для работы с видео – After Effects, Premiere, Vegas, Final Cut, – то из спичек и желудей масок и их анимации/базового скриптинга (того же wiggle из AE для плавного изменения интенсивности цвета фигур) можно получить то же, «рисуя» маски прямо поверх объекта, выведя копию окно композиции на второй монитор, в роли которого у нас и выступает проектор.

Сам я, к примеру, практики и интереса ради непосредственно работал над созданием мультимедийной презентации к 5-летию Фабрики печати Epson, где использовал Softimage и After Effects для визуализации отдельных «слайдов», а также позволил себе поиграть с симуляцией жидкости тут и там. Представьте себе, насколько было бы круче, если бы проекция в какой-то момент была не на стену, а на большую «картонную бутылку» из-под чернил для принтера. Так, чтобы в ней плескалась и переливалась всеми цветами жидкость, а то вообще какая-нибудь сцена происходила с плавающими бумажными лебедями… Столько возможностей! Жаль реализовать не удалось из-за нехватки времени (то был экспериментальный in-house-проект, который случайно вырос из прототипа, придуманного за пару месяцев до мероприятия).

К слову, проекторы для подвеса под потолок специально для POS и описанных выше небольших инсталляций-визуализаций товаров у Epson имеются. Это Epson LightScene EV-100/105, мы их величаем «лазерными проекторами для акцентированной подсветки».

Они лазерные (т.е. с максимально «живучим» источником света) и обладают регулируемой яркостью до 2000 люмен. Но они весьма недешевые. Поэтому в качестве «пробы пера» можно начать с чего-то попроще и дешевле, но с хорошим запасом яркости. Скажем, 3000 лм и более. Например, Epson EB-2042 имеет рекомендованную Epson цену менее 1000$ и обладает яркостью аж 4400 лм! Чем не кандидат в универсальный инструмент для организации малых и средних инсталляций «на месте»?

Читать статью  Тест домашнего кинотеатра Panasonic SC-PT860EE-K

С железом более-менее понятно: компьютер и проектор. А как быть с программным обеспечением и различными вариантами AR-проекции?

Специализированные инструменты для создания маппинга

Существует богатое множество ПО, предназначенного специально для реализации видеомаппинга. Из самых известных – это, конечно же, Resolume и Madmapper. Есть и супернавороченный Shape, который использовался на ивенте Круг Света в инсталляции на площадке Царицыно. Все в них хорошо, кроме того факта, что это не самое простое в использовании профессиональное ПО, заточенное в первую очередь все же на проекцию с участием множества проекторов. Для небольшого бизнеса или любителя это однозначно «overkill».

К счастью, на них свет клином не сошелся, и найдется пара вариантов решения задачи:

  • использовать более простое и дружелюбное ПО, нацеленное преимущественно для работы с одним проектором;
  • вообще отказаться от ПО для видеомаппинга и использовать обычный софт для 3D-моделирования, видеомонтажа или спецэффектов.

Не пиара ради, а варианта первого для, хочу поделиться еще одной находкой:

Lightform предлагает программно-аппаратный комплекс для полуавтоматического сканирования объекта проекции, а также создания под него видеомаппинга при проецировании «в лоб», т.е. на не слишком изогнутую поверхность или барельеф. Вот такая 4K-камера ставится на проектор, а затем запускается процесс калибровки и построения 3D-модели с её помощью:

Фактически там целый компьютер в этой 4K-камере.

Подробнее можно узнать тут.

Такой вариант стоит денег, но будучи более дружественным к не слишком технически подкованному пользователю (художнику-аниматору, например), может оказаться тем самым решением, которое в принципе сделает возможным оперативную организацию плоского или «барельефного» маппинга в любом месте.

«Плоская», да не очень!

Когда я говорю «плоская проекция в лоб», это не означает, что подобный вариант не может быть зрелищным! Более того, он совмещает в себе сразу несколько преимуществ: готовить материал для такого маппинга относительно просто ввиду того, что проецирование выполняется перпендикулярно поверхности (или усредненной площади поверхности, если это барельеф) и материал для нее отрисовывается в ортографической проекции (в случае 3D-софта) или в «плоском» графическом или видеоредакторе. Остальное за нас сделает наш мозг, который дополнит готовый маппинг информацией «о глубине», полученной с двух глаз.

В качестве примера масштабной проекции подобного типа можно привести, конечно же, Круг Света 2018, в котором Epson принял участие впервые. Рассказывал об этом в блоге.

Спросите: откуда такая уверенность, что на КС2018 использовалась именно «плоская» ортографическая проекция? Очень просто: я принимал участие в подготовке и согласовании проморолика-проекции Epson, а также наблюдал часть процесса настройки проекторов и ПО для маппинга непосредственно в контрольной комнате.

И вот так выглядит кадр из заставки:

Собственно, все 30 проекторов Epson «на башнях» фактически настраивались так, чтобы «приладить» ортографически отрисованные видеоматериалы, полученные от участников из множества стран, на реальное здание в качестве одного непрерывного длинного «барельефа».

Плоскую проекцию разобрали. Но ведь мы не ищем легких путей?

Объемная AR-проекция

Рассмотрим другой пример: свадебный торт с AR-маппингом от Magic Innovations.

Как выполнить проекцию на барельеф – понятно уже чисто интуитивно, что мы и разобрали выше.

Куда интереснее, если объект объемный настолько, что плоскость освещаемой поверхности значительно изламывается и искажается, так что простой «подгонкой» уже не обойтись.

Попробуем воспроизвести в 3D-редакторе модель торта и взглянуть, что происходит с проекцией шахматной доски на плоском и объемном объекте. Для этого создадим «виртуальный проектор» в виде прожектора с текстурой и взглянем на проекцию, которую «видит» источник света:

Не считая того, что объемная модель в нижней части ближе к проектору и без изменения расстояния до модели проекция не охватывает ее целиком, кажется, что задача выполнить маппинг успешно завершена. Само собой, это не так:

Стоит лишь взглянуть на результат со стороны и сразу становится понятно, что «нахрапом» проблему не решить. Для того, чтобы понять, как именно должна выглядеть проекция, излучаемая источником света, наложим на «торт» текстуру и заставим его «светиться» самому безо всяких проекторов:

Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что искажения слишком сложны, чтобы пытаться исправить дело какой-либо «подгонкой» в плоском пространстве текстуры.

Можно попытаться улучшить ситуацию, отодвинув проектор подальше от объекта. К примеру, на рисунках выше источник света располагается в 2-х метрах от торта. Попробуем отодвинуть его на 10 метров и сравним результат:

Намного лучше! Вот только для того, чтобы выполнить такую проекцию нужен проектор раза в три-четыре ярче (ибо интенсивность света убывает в квадратической зависимости, плюс следует учитывать потери в весьма длиннофокусном телеобъективе). Также проектор должен допускать установку сменных объективов в принципе.

Поэтому остановимся на нашем недорогом «универсальном» проекторе и расстоянии в 2 метра (в зависимости от модели, которую вы будете использовать, расстояние, скорее всего, придется рассчитать, чтобы проекция целиком покрыла объект). А далее поступим следующим образом:

Перекрестная AR-проекция

Добавим второй проектор!

Использование двух проекторов позволит «прокачать» оригинальный вариант MagicInnovations, обеспечив больше свободы для творческого простора создателя контента и зрителей (благодаря увеличению площади поверхности, на которую попадает свет).

Выполним «замеры» помещения и объекта и сразу определимся, где будем устанавливать реальные проекторы. Воспользуемся результатами и расположим источники света примерно на уровне глаз среднего посетителя. Взглянем на результат:

На данном этапе оба проектора все еще проецируют плоскую текстуру шахматной доски и разница лишь в том, что теперь проекция полностью покрывает видимую область объекта для каждого источника света.

Но мы же не планируем показывать нашим зрителям это безобразие, верно?

Благодаря тому, что мы заранее выполнили замеры и расположение источников света в сцене строго совпадает с тем, где мы будем устанавливать проекторы, сделаем «финт ушами»:

Выключим источники света и включим текстуру (или запустим анимацию) на самом объекте. Т.е. подготовим все для того, чтобы можно было «записать все это действо» на камеру. Соответственно, создадим две камеры – по одной на каждый из излучателей – и расположим и соориентируем их точно так же, как наши «виртуальные проекторы». И что мы получим. Правильно! Готовую видеопроекцию для каждой из них!

Эти рендеры и используем в качестве текстур света для наших проекторов. И вуаля – готовая перекрестная AR-проекция на объемный объект!

Благодаря тому, что у нашего торта нет особо сильно нависающих элементов, проекторы можно подвесить и выше, на потолочную рельсу, спустив на нужную высоту на штанге, чтобы не смущать зрителей башнями или треногами с проекторами, установленными посреди зала.

В данном варианте мы расположили проекторы примерно на высоте полутора метров. На рисунке выше видно, что взглянув на сцену из точки выше, чем наши проекторы, можно заметить тени, образовавшиеся на верхних цилиндрах. Однако ввиду того, что среднестатистический зритель все же ниже двух метров ростом, тени – не проблема, в чем можно убедиться, взглянув на результат «из глаз» нашего зрителя в сцене:

Кроме того, вспомним, что мы «прокачали» оригинальный AR-маппинг, выполнив проекцию из двух точек, а не одной. Благодаря этому т.н. «терминатор» (линия светораздела) на поверхности нашего объекта появится лишь в самой дальней его части. Это дает большую свободу перемещения зрителям в зале.

Конечно, можно пойти еще дальше и засветить и этот участок третьим проектором. Тогда у нас получится AR-проекция, на которую можно смотреть вообще с любой стороны. Однако в таком случае логичнее будет распределить проекторы под углом 120° к друг другу, чтобы обеспечить равномерные покрытие и освещенность поверхности. Конечная схема установки, разумеется, будет зависеть в том числе и от формы самого объекта, особенно если у него имеется множество смен углов плоскости поверхности или значительная площадь состоит из нависающих элементов.

Прямоугольный торт!? Какое кощунство! ヽ༼ ಠ益ಠ ༽ノ

Дальше – свобода творчества!

Анимируем координаты текстур (или вообще вращаем сами объекты, но не меняя их формы), а также выполняем переход из сцены в сцену в проекциях камер с помощью обычной маски (в оригинальном ролике MagicInnovations, кстати, можно увидеть сетку геометрических фигур, что наверняка и использовалась в софте для создания проекции). Ну и немного motion design’а тут и там, чтобы немного «разбавить» и добавить разнообразия, чтоб смотрелось «дороже».

Подобное можно реализовать в Blender или любом другом более-менее «взрослом» 3D-софте. В нем же можно в принципе создать подобный виртуальный прототип для демонстрации заказчику, не имея информации о габаритах будущего объекта проекции. А для экономии времени и сил анимацию частиц можно вообще сделать либо стандартными средствами After Effects, либо чем-то помощнее, наподобие Trapcode Particular, Form или Mir, воспользовавшись нашими рендерами «из глаз» проекторов в качестве масок. Клиенту не нужно знать, как делался его заказ, если его устраивает цена и оговорен желаемый конечный результат. Ну… Как минимум, в рамках создания визуализаций.

Конечно, сложность зависит от задач, но ведь и стоимость работ зависит от сложности.

Примечание по слиянию (blending) нескольких проекций

В данном случае нам повезло: в качестве объектов использовались сфера и цилиндры, что вкупе с проекторами, расположенными под углом 90° обеспечило естественный световой градиент в области, где свет двух проекторов пересекается (т.е. в передней части «торта»). Однако такая «халява» будет не всегда и потребуется специально «гасить» яркость в соответствующих участках наших видеозаписи для маппинга, чтобы такие области не были пересвеченными.

Профессиональные (они же – инсталляционные проекторы Epson) специально для этого имеют встроенную поддержку Edge blending и ПО Epson Projector Professional Tool, которое позволяет делать тонкую коррекцию результата и компенсировать, скажем, искажения зум-объектива.

Хитрый план: катить колесо

Вот такая «идея бизнеса» от диванного аналитика. Со слов наших коллег, занимающихся проекционной техникой, подобный видеомаппинг планомерно набирает популярность. И на него есть спрос.

Само собой, взгляд очень поверхностный и остаются вопросы поиска заказчиков. Благо в эпоху соцсетей, ютюба и инстаграма, которые с каждым днем становятся все популярнее, площадки для поиска клиентуры имеются, вопрос за бюджетом и набором опыта и портфолио (куда ж без этого).

А еще есть?

А теперь обращусь к вам, уважаемые хабравчане: знаете ли вы примеры эффектных инсталляций, реализованных небольшими компаниями, например, в России? Свои-то, особенно крупные, что мы делали с партнерами, мы и так знаем. Было бы интересно, так сказать, и на других посмотреть.

Источник https://msipro.by/novosti/vsio_ob_obratnoy_proekcii

Источник https://gogosmart.ru/texnika/proektory-i-aksessuary/gobo.html

Источник https://habr.com/ru/company/epson/blog/453118/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: